Hogart’s сonfiguration

Оборудование > Статьи по оборудованию > Hogart's сonfiguration
http://dir-diving.com.ua/equipping/articles/hogart-confiiguration/

Конфигурация Хогарта

Вначале...

Дайверы, входящие в организацию “Проект для Вудлендских карстовых равнин” (WKPP - The Wakulla Karst Plains Project) со штаб-квартирой во Флориде, установили множество мировых рекордов глубины и дальности при погружениях в пещеры, осуществив, в частности, грандиозное трехкилометровое прохождение на средней глубине в 87 метров.

Вы, возможно, решите, что системы жизнеобеспечения в таких рекордных погружениях должны походить на оборудование НАСА: что-то большое, сложное и дорогое. Но это не так. Система снаряжения для пещерного дайвинга, разработанная WKPP, состоит из недорогих и легкодоступных компонентов. Она проста, легка, обтекаема и служит образцом эффективности и экономичности. Однако, ее можно использовать отнюдь не только для экстремальных исследовательских погружений в пещеры на газовых смесях: она идеальна для любительского пещерного дайвинга, а также для технического дайвинга на открытой воде.

И слово было – Хогарт

Система Хогарта, придуманная Биллом Хогартом и доведенная до дзен-буддийской простоты в ходе десятков тысяч погружений, воплощает в себе простую идею “большее – в меньшем”. Каждый элемент в этом комплекте снаряжения подобран с учетом всех остальных. Результатом стал минималистский подход, при котором всего несколько тщательно отобранных компонентов объединяются в законченную систему жизнеобеспечения. Система Хогарта – это чисто, изящно, безопасно и дешево. И еще... это действительно “система”, и она на самом деле работает.

Для дайвера, пользующегося системой Хогарта, неприемлемо все, что не оптимально. Тем не менее, многие дайверы предпочитают комплектовать снаряжение по собственному выбору. Эти более произвольные конфигурации часто обозначают термином “личные предпочтения”. Сторонники Хогарта считают, что огромное разнообразие элементов зачастую приводит к избыточности системы и иногда создает больше проблем, чем решает. Производство все новых и новых моделей и типов подводного снаряжения зачастую имеет целью  просто увеличить продажи, а не сделать дайвинг более безопасным и конфортным.

На "спинке" и на крыле с одной камерой

Система Хогарта зиждется на наспинной пластине - спинке, в классическом варианте - стальной, к которой привинчены два баллона и один набор крыльев. Используется лишь крылья с одной камерой, то есть никаких дублирующих камер типа Super Wing. Если нужна резервная плавучесть, то ее обеспечивает сухой костюм (из мембранного триламината, а не неопреновый - почему, - об этом чуть ниже).

Пластина крепится к водолазу одной тесьмой, продеваемой через пластину в форме лямок и поясного ремня. Поясной ремень застегивается легко расстегивающейся пряжкой от грузового пояса. К нижней части пластины крепится паховый (брасовый) ремень, который продевается между ногами и оканчивается петлей, накидываемой впереди на поясной ремень.

На основной тесьме имеется всего три D-образных кольца: по одному на каждом плече и одно – у левого бедра. Кольца удерживаются на месте зажимами, применяемыми для крепления грузов. Еще одно небольшое D-образное кольцо присоединяется к паховому ремню на спине. В отличие от компенсаторов для технического дайвинга, система Хогарта оставляет грудь свободной. Тесьма всегда туго натянута и плотно прилегает к телу. Нет никаких торчащих предметов или болтающихся ремней.

Hogart’s сonfiguration

Грузового пояса нет. Вместо него отрицательную плавучесть обеспечивают два 12-литровых стальных баллона (даже когда они пусты) с манифольдом. Если нужно увеличить груз, используется тяжелая наспинная пластина из нержавеющей стали. Если требуется еще больший груз, то к наспинной пластине между баллонами привинчивают длинный свинцовый груз (U-образный).

Hogart’s сonfiguration

Позволяя обойтись без грузового пояса, система Хогарта устраняет опасность случайного расстегивания пояса и запутывания линя, уменьшает массу и лобовое сопротивление водолаза и устраняет другие неудобства. При этом правильно отбалансированая система не переворачивает дайвера лицом вниз на поверхности.

По той же причине неприемлемы неопреновые сухие костюмы. Чтобы компенсировать собственную плавучесть неопрена вблизи поверхности, приходится надевать грузы. На глубине неопрен сжимается (даже в предварительно сжатом неопрене имеются сжимаемые газовые пузырьки) и теряет плавучесть, отчего приходится поддувать крылья. Надутые крылья создают лобовое сопротивление, на преодоление которого тратится лишняя энергия. Расход энергии увеличивает потребление газа. Повышенное потребление газа ограничивает радиус действия водолаза, что, в свою очередь, ограничивает эффективную дальность и снижает безопасность всей группы. Этот каскад проблем типичен для снаряжения, комплектуемого по принципу личных предпочтений. Иногда бывает, что в группе находится “хорошо” экипированный дайвер, постоянно входящий в воду последним из-за проблем, возникающих со снаряжением.

Пусть всегда будет газ

Баллоны соединяются манифольдом, позволяющим отключить неисправный регулятор, сохраняя доступ к газу в обоих баллонах. К каждому клапану (вентилю) присоединяется своя первая ступень.

Hogart’s сonfiguration

Первая ступень у правого плеча подает воздух:

  • во вторую ступень на двухметровом шланге;
  • в шланг инфлятора крыльев.

Первая ступень у левого плеча подает воздух:

  • во вторую ступень на шланге нормальной длины;
  • в шланг поддува сухого гидрокостюма;
  • в манометр.

Вот, собственно, и вся она – конфигурация Хогарта, с которой (с добавлением лишь аргонового баллончика для поддува сухого костюма и травящего клапана-уринатора) был поставлен рекорд по проникновению в пещеру - 4,3 километра!

Hogart’s сonfiguration
Куда что идет

Справа к поясному ремню на скользящей петле крепится цилиндрический футляр для батарей пещерного фонаря.

Футляр размещают в крайнем заднем положении, прямо у спинки, где он оказывается в кильватере плеча и не создает лобового сопротивления.

Поясной ремень застегивается пряжкой от грузового пояса, которая крепится к левому концу ремня, имеющему запас по длине. Тесьму размещают так, чтобы при продевании в пряжку правого конца поясного ремня и при его затягивании пряжка всегда находилась на правой стороне тела, упираясь в батарейный футляр. Таким образом, пряжка не только соединяет поясной ремень, но и удерживает футляр у наспинной пластины.

Hogart’s сonfiguration

Свободный правый конец поясного ремня должен быть достаточно длинным и доходить до середины спереди, где его удерживает на месте петля пахового ремня.

Этапные и/или декомпрессионные баллоны крепятся между D-образными кольцами у левого бедра и левого плеча.  Посмотрите на особенности установки манометра на стэйдж-баллоне.  

Манометр крепится к D-образному кольцу у левого бедра. Ходовая катушка крепится к D-образному кольцу пахового ремня у спины. Прочее – буй, шпуля, запасная маска, резак для линя, блокнот - закрепляется в карманах на штанинах сухого костюма. Вторая ступень на коротком шланге – это ваш запасной регулятор. Он перебрасывается через правое плечо и удерживается под подбородком петлей из хирургической резины, проходящей вокруг шеи.

Hogart’s сonfiguration

Вторая ступень на длинном шланге – это ваш основной регулятор. Через него вы дышите во время погружения и его же даете товарищу в нештатной ситуации. По боковой стороне правого баллона, за крылом, шланг спускается до уровня поясницы, далее поворачивает вверх, проходит между вашим туловищем и нижней частью батарейного футляра, по диагонали через грудь, через левое плечо, вокруг затылка, и только потом регулятор вставляется в рот. Крепление на шланге, рядом с регулятором, позволяет “парковать” его на D-образном кольце у правого плеча, когда он не используется. При одевании длинный шланг помещают в рабочее положение в последнюю очередь, то есть укладывают поверх всего остального.

Hogart’s сonfiguration
К чему бы это?

В темноте или в мутной воде все члены группы, ныряющей по системе Хогарта, знают, где находится снаряжение у партнера. Во время погружения не приходится менять регуляторы (как это бывает при независимых сдвоенных баллонах). Вторая ступень на длинном шланге остается во рту, пока не потребуется кому-либо из группы в чрезвычайной ситуации. Чтобы отдать ее дайверу, оставшемуся без воздуха, надо просто нагнуть голову, чтобы высвободить шланг, и напарник сразу получает полтора метра шланга. Потом вы опускаете руку вниз, освобождаете шланг из-под батарейного футляра, и теперь в распоряжении напарника все два с лишним метра.

Зачем нужно давать водолазу, у которого кончился воздух, регулятор изо рта? Есть две причины:

  • вы оба знаете, что он работает, ибо один из вас только что дышал через него;
  • в мутной воде напарник может не нащупать ваш запасной регулятор, но всегда нащупает вашу голову и, следовательно, найдет основной регулятор у вас во рту.

Поняли? Всему есть причина. Длинный шланг нужен потому, что когда два дайвера со сдвоенными баллонами дышат из одного аппарата в тесном сифоне, короткий шланг не даст им выбраться оттуда, сильно стесняя их действия.

Ваш запасной регулятор всегда находится у подбородка, его легко найти и сразу взять в рот. Некоторые могут просто нагнуть голову и ухватить его ртом, вообще не используя рук.

Hogart’s сonfiguration
Не что, но – как

  1. Нырять нужно только группой, так как напарник – неотъемлемая часть системы Хогарта.
  2. Нужно строго соблюдать правила распределения газа - правило третей или более жесткое правило.
  3. У каждого дайвера должен быть манометр и таймер. Хорошо иметь цифровой манометр и таймер пребывания на глубине, например, Uwatec. Приборы партнера – одновременно и ваши резервные.

Hogart’s сonfiguration
Искусство дышать

Для большей надежности и улучшения работы обычно берут первую ступень одного изготовителя и вторую ступень другого. В США для дыхания на глубине используют первые ступени Scubapro MK20 и вторые ступени Scubapro G250 или Apeks/Zeagle/Beuchat VX-10 или Poseidon Cyklon. В Европе предпочитают комбинацию MK20/G250, а также первые и вторые ступени Apeks T50D. В Австралии преобладают первые и вторые ступени Sea Hornet Command Air.

Вторые ступени на этапных баллонах не обязательно должны иметь высокие характеристики. Но они должны быть надежными, обеспечивать сухое дыхание и, что самое главное, не должны допускать возможности прямой подачи (имеется в виду, видимо, конструктивная особенность – кнопка (устройство) блокировки случайного истечения под воздействием небольшого перепада гидростатического давления или неизбежного гидродинамческого давления (скорость движения), обозначаемого, как правило "-". прим. издателя). Обычно используются первые ступени со сбалансированным поршнем и вторые ступени с более низкими характеристиками. На декомпрессионных баллонах вы оцените регуляторы с легкой подачей, особенно при длительной декомпрессии. Высокая производительность регулятора не нужна, поскольку их обычно используются на малой глубине и при малых нагрузках. В США применяются поршневые первые ступени, такие как Scubapro MK20 или MK10+ со вторыми ступенями G250. В Европе предпочитают сочетание MK20/G250 и первую и вторую ступени Apex T50D. В Австралии часто применяются первые ступени Command Air и вторые – Oceanic Alpha. В нашей стране предпочтения не ясны.

Если речь зашла о регуляторах, то от адептов этой системы часто можно услышать еще одно правило. Все вторые ступени должны позволять вам отвернуть под водой крышку, вынуть мембрану, сполоснуть ее от грязи, освободить заевший механизм и собрать все заново. Здесь все тоже логично, но не всегда выполнимо, если погружения проходят в особо сложных условиях. (Эту операцию можно проделать во Флоридских пещерах и почти невозможно, например, в пещере-источнике Мчишта. Прим пер.)

Hogart’s сonfiguration
Компьютер? Не в этой жизни!

Подводные компьютеры для погружений на газовых смесях по системе Хогарта не используются. Вместо этого погружения просчитывают заранее с помощью программного обеспечения типа Decom, - английская система мер, или ANDI Dive Planner, метрическая
система, основанного на проверенных алгоритмах Бюльмана (Buhlmann). (В нашей стране популярна программа Z-Plan, которая, кстати, может применяться и для планирования погружений с ребризером, правда, только замкнутого цикла. Прим пер.) Затем вы готовите таблицы и планируете меры на случай нештатных ситуаций для глубины, на которую погружаетесь, и применяемого газа. Таблицы пишут от руки или печатают, а потом ламинируют. С собой нужно иметь две копии. Работая с этими программами, вы заранее продумываете все погружение, и, постепенно, улавливаете закономерности. Через некоторое время вы уже знаете профили и время декомпрессии для разных типов погружений.

После ряда погружений многие дайверы, применяющие систему Хогарта, вносят поправки в свои таблицы с учетом новых достижений гипербарической медицины и новых знаний о механике декомпрессионных процессов. Обычно эти поправки предусматривают включение глубоких остановок. О “глубоких остановках” мы поговорим в следующих статьях.

Понятно, что один человек не может учесть всего, поэтому дайверы, ныряющие по системе Хогарта, обобщают мысли многих людей и отбирают только лучшее, проверенное и наиболее обоснованное. Поэтому система Хогарта достаточно хорошо стандартизирована. Тем же, кого одолевают вопросы типа “А если...?” (“А если взять ..../технический компенсатор, алюминиевые баллоны, неопреновый сухой костюм?..”), следует помнить, что люди, разработавшие систему Хогарта, имели возможность испытать почти все виды существующего подводного снаряжения. Они многократно погружались с ним и либо включали его в систему Хогарта, либо отвергали из-за недостатков.

Мы постарались вкратце рассказать о системе дающей безопасность. Но в этой статье наверняка многого недостает, и у вас могут возникнуть вопросы. Чтобы узнать побольше о системе Хогарта, неплохо было бы иметь выход в Интернет:)))

И последнее станет первым

И, наконец, первое правило при использовании системы Хогарта: возможно, это главная подводная мудрость, которую не следует забывать при любых погружениях. Она проста: “Не ныряйте с лихачами".

Термин “лихач” в данном случае относится к людям, которые не планируют свои погружения, к тем, кто выходит за пределы своих возможностей, без нужды рискует, совершает серьезные погружения с несоответствующим снаряжением либо ныряет только ради глубины. Погружаясь в такой компании, вы попадаете в зону, где ваша безопасность уже не в ваших руках.

Телефон
+38 050 3201636 +38 067 7335734